Как рассказать ребенку о Великой Отечественной войне
Рано или поздно вам придется рассказать ребенку о Великой Отечественной войне. О том, что такое война, почему в России отмечают праздник 9 мая. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с 4-5-летними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.
Удобным поводом для такой беседы может стать канун Дня Победы. О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и вы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше. Прежде чем говорить непосредственно о войне, напомните или расскажите ребенку о том, что в мире есть много стран, их населяют разные люди, которые говорят на разных языках. Будет проще, если вы уже ездили вместе путешествовать, и ребенок имеет представление о существовании разных наций. Не вдаваясь в подробности, особенно если вы говорите с совсем маленькими детьми, объясните, что у каждой страны есть правительство, которое в меру своих представлений о добре и зле управляет страной и её народом. Важно подчеркнуть, что война это конфликт правительств, а не народов, разрешаемый, однако, за счет населения стран. Говоря о войнах в общем и Великой Отечественной войне в частности, стоит сделать акцент на том, что причина происходящего не в том, что одна из наций – «плохая».
Объясните ребенку, что огромные потери несет население всех стран, участвующих в войне, и, например, для мирного населения Германии Великая Отечественная война была такой же трагедией, как и для русских. В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно, подробно говорить о ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать ребенка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
Расскажите о ваших предках, воевавших на той войне. Покажите ребенку портрет деда, прадеда в военной форме (такой портрет найдется практически в каждом семейном альбоме). Расскажите, что он совершил подвиг – не важно, был ли это подвиг в общеупотребительном смысле слова (подобный подвигу Зои Космодемьянской, например) или это был просто посильный вклад в победу.
Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы, возложите цветы к Вечному огню, внимательно рассмотрите надписи на каменных плитах и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.
Кроме этого принимайте совместное участие с детьми в мероприятиях (утренники, парады, митинги) на тему войны. Участие в таких мероприятиях оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому. К тому же, наличие единомышленников и зрителей всегда сближает и помогает глубже окунуться в военную эпоху. Готовьтесь к подобному мероприятию вместе с ребенком – учите стихотворения ко Дню Победы, пойте песни военных лет.
Смотрите вместе ребенком тематические передачи по телевизору, мультфильмы и художественные фильмы о войне. Только здесь следует оговорка: нельзя смотреть всё подряд. Ребенок или подросток, просматривая фильм – «бойню», будет обращать внимание на боевые приемы, оружие, спецэффекты – на что угодно, кроме главного. Вы не сможете донести до него всей сути, сформировать верное представление о войне и людях, уходивших на нее. Ребенок посмотрит, восхитится и забудет. Что мы посеем этим в детских душах? Только агрессивность. Поэтому идеальными для просмотра все же остаются старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу, прекрасно раскрывают характер людей, отдавших свою жизнь за спасение Родины. Этому способствуют старые советские фильмы о войне: «В бой идут одни старики», «Офицеры»,«Баллада о солдате», «Четыре танкиста и собака», «Сын полка», «Летят журавли» , «Зимнее утро» и другие. А также есть мультфильмы – «Сказка сказок» (1979), «Солдатская лампа» (1984), «Василий Теркин» (2003), «Легенда о старом маяке» (1976), «Приключения красных галстуков» (1971), «Солдатская сказка» (1983), «Цель» (1989), «Стальное колечко» (1979), «Василек» (1973). А в праздничные дни посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.
Рассказывая о войне подросткам делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Ребенку легче будет понять сверстника, он для них ближе. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами того же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами. Вы можете скачать информацию о подростках – героях Великой Отечественной войны.
Дети войны
Детям войны незнакомы игрушки,
Слаще пирожных хлеба горбушки,
Знали беду, и печаль, и разлуки.
Сколько работали слабые руки!
Дети войны, дети-сироты,
Их принимали в солдатские роты.
Часто бывало, они воевали,
Дети повсюду отцов заменяли.
Детство под градом военной картечи…
Сколько свалилось на детские плечи!
Память сквозь годы следом за вами
Ночи взрывает тревожными снами.
В поле грузили картошку мешками,
Все для Победы! – голодные сами.
Раненых с фронта везли эшелоны,
Дети в тылу разгружали вагоны.
В госпиталях, фронтовых медсанбатах
Юные девочки в белых халатах.
Темная ночь да круги под глазами.
Сколько без сна, уж не помнят и сами.
Им не забыть о потерянных годах,
А у станка, на военных заводах,
Часто совсем о себе забывали,
Будто и сами были из стали.
(Т. Фролова)
Также можно подобрать несколько книг, которые будут интересны ребенку. Детям наиболее близки и понятны будут произведения про участвовавших в войне детей или написанные от лица детей. Такие, как “Мальчиш-Кибальчиш” А.П.Гайдара, “Сын полка” В.П.Катаева, “Дорогие мои мальчишки” Л.А.Кассиля, “Девочка из города” Воронкова Л.Ф. , «Васек Трубачев и его товарищи» Осеевой В., “ Галина мама” Георгиевской С., “Вот как это было” Ю.Германа, «Девчонка идет на войну» Маргариты Родионовой, сборники военных рассказов Леонида Пантелеева и многие другие повести и рассказы. Более подробный список книг по возрастам вы найдете ниже.
Детям помладше можно вкратце пересказать эти произведения своим языком. Есть и совсем простые рассказы для детей 4-5 лет, например, “О блокадном Ленинграде” или “О мальчике Тишке и отряде немцев”.
О блокадном Ленинграде
Алёша, его мама и папа жили в Ленинграде. В тот жаркий летний день они все вместе пришли в зоопарк. Алёша ел мороженное и ходил от клетки к клетке, рассматривая слонов, жирафов, обезьян… Вдруг по радио объявили: «Началась война». С этой минуты изменилась жизнь каждого человека.
Папа Алёши работал водителем и вскоре ушел на фронт воевать с фашистами. Он стал танкистом.
Через 2 месяца после начала войны немцы окружили город Ленинград. Они хотели, чтобы ленинградцы сдались, и каждый день бомбили город. Вскоре в магазинах совсем не осталось еды. Начался голод, а с наступлением зимы еще и холод. Но истощенные люди всё равно продолжали работать. Мама Алёши целыми днями стояла у станка на заводе, изготавливая пули, снаряды и бомбы. Алёша ходил в детский сад. Там детей кормили жидкими кашами на воде и супами, в которых плавали несколько кусочков картошки. Когда начиналась бомбежка, детей уводили в темный подвал. Дети сидели, тесно прижавшись друг к другу, и слушали, как наверху ухают бомбы.
Ленинградцы в день получали маленький кусочек хлеб. За водой ходили к реке и от туда таскали тяжелые, полные воды ведра. Чтобы согреться, топили печки и сжигали в них книжки, стулья, старую обувь, тряпки.
Почти три года провели люди в блокадном Ленинграде. Но не сдались!
Алёша сейчас уже старый человек – Алексей Николаевич. И каждый день он приходит к памятнику Победы, чтобы поклониться тем, кто погиб во время войны.
О мальчике Тишке и отряде немцев
У мальчика Тишки была большая семья: мама, папа и три старших брата. Деревня, в которой они жили, располагалась недалеко от границы. Когда немецкие солдаты напали на нашу страну, Тишке было всего 10 лет.
На второй день войны немцы уже ворвались в их деревню. Они выбрали самых крепких мужчин и женщин и отправили их к себе в Германию на работы. Среди них была и мама Тишки. А сами пошли дальше – завоевывать наши земли.
Папа Тишки, его братья, Тишка и другие мужчины деревни ушли в лес и стали партизанами. Почти каждый партизаны то подрывали немецкие поезда, то перерезали телефонные провода, то раздобывали важные документы, то захватывали в плен немецкого офицера, то выгоняли из деревни немцев.
А для Тишки тоже была работа. Он ходил по деревням и высматривал, сколько у немцев пушек, танков и солдат. Потом возвращался обратно в лес и докладывал командиру. Однажды в одной из деревень Тишку поймали два немецких солдата. Тишка сказал, что идет к бабушке, но немцы ему не поверили: «Ты знаешь, где партизаны! Отведи нас к ним!».
Тишка согласился и повел за собой большой немецкий отряд. Только шел он не к партизанам, а совершенно в противоположную сторону, к огромному топкому болоту. Болото было покрыто снегом и казалось огромным полем. Тишка шёл через болото только по одной ему известной невидимой тропинке. Немцы же, следовавшие за ним, проваливались в темную жижу. Так один мальчик уничтожил весь немецкий отряд.
Список книг о войне для дошкольного и младшего школьного возраста
- Девочка из города. Воронкова Л.
- Улица младшего сына. Дорогие мои мальчишки, Огнеопасный груз, Твои защитники. Кассиль Л.
- Сын полка. Катаев В.
- Васёк Трубачёв и его товарищи. Осеева В. А.
- Сын артиллериста. Симонов К.
- Девочки с Васильевского острова. Яковлев Ю.
- Светлана. Артюхова Н.
- Шел по улице солдат. Баруздин С.
- Клятва Тимура, Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове. Гайдар А.
- Рисунок на асфальте. Голявкин В.
- Арбузный переулок. Драгунский В.
- Я — солдат, и ты — солдат. Маркуша А.
- Стальное колечко. Похождения жука-носорога. Паустовский К.
- Валерий Волков. Соколовский А.
- Витя Коробков. Суворина Е.
- Крайний случай. Туричин И.
- Как Серёжа на войну ходил. Яковлев Ю.
- Вот как это было. Ю.Герман
- Галина мама. Георгиевская С.
- Зелёная шишка. Балл Г.
- Рассказы о войне. Алексеев С.
Список книг о войне для учеников 5-7 классов
- Иван. Богомолов В.
- Витька с Чапаевской улицы. Козлов В.
- Пионеры-герои. Лёня Голиков. Корольков Ю.
- Дети капитана Гранина. Рудный В.
- Тихий пост. Соболев А.
- Девчонка идет на войну. Родионова М.
- До свидания, мальчики! Балтер Б.
- Зося. Богомолов В.
- Четвертая высота. Ильина Е.
- Последние холода. Лиханов А.
- Письмо с фронта. Митяев А.
- Рассказы о войне. Пантелеев Л.
Список книг о войне для учеников 8–9 классов
- Блокадная книга. Адамович А., Гранин Д.
- Ранние журавли. Айтматов Ч.
- Навеки — девятнадцатилетние. Бакланов Г.
- А зори здесь тихие… Васильев Б.
- Повесть о настоящем человеке. Полевой Б.
- Василий Тёркин. Твардовский А.
- Судьба человека. Шолохов М.
Список книг о войне для учеников 10–11-х классов
- Каратели. Адамович А.
- Момент истины: В августе сорок четвёртого. Богомолов В.
- Убиты под Москвой. Воробьёв К.
- В окопах Сталинграда. Некрасов В.
- Молодая гвардия. Фадеев А.
- Они сражались за Родину. Шолохов М.
- Батальоны просят огня. Бондарев Ю.
- Сильные духом. Медведев Д.
- Брестская крепость. Смирнов С.
Также хотела бы обратить Ваше внимание на книгу «Великая Отечественная война», выпущенную к 70-летию Победы. Книга доступно рассказывает детям хронологию войны, о том, как жила страна в те годы, как боролись и трудились их сверстники, знакомит с воинами и полководцами, показывает, каким оружием мы били врага и какие награды получали герои.
Великая Отечественная война — Никитина Е.Р. | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru
Чтение книг о войне — это не развлечение, это серьезная работа, интеллектуальная и духовная, во многом сложная и тяжелая, особенно для детей. Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Многого он может не понять в силу разницы культур – тогдашней и современной, потребуются ваши объяснения. Кое-что ему может показаться очень страшным – будет нужна ваша поддержка.